Контакты:

+7(8652)50-65-43
dou_14@stavadm.ru

Адрес:

355002, город Ставрополь, улица Лермонтова, 203

Опыт работы МБДОУ №14 по ПДД

17.06.2013

 

Опыт работы МБДОУ ЦРР – д/с №14 «Росинка» по профилактике детского дорожно – транспортного травматизма в ДОУ.

 

Проблема дорожно-транспортных происшествий (ДТП) в России по своим масштабам и тяжести травм имеет все признаки национальной катастрофы. Особую тревогу вызывает ситуация с детским дорожно-транспортным травматизмом. Значимость проблемы определена Законом РФ «О безопасности дорожного движения», Федеральной целевой программой «Повышение безопасности дорожного движения в 2006 — 2012 годах». Из общего количества ДТП с участием детей 68% совершено с участием детей, когда они находились в качестве пешеходов, 32% — в качестве пассажиров.

Причиной дорожно-транспортных происшествий чаще всего являются сами дети. Приводит к этому незнание правил дорожного движения, пренебрежение ими, отсутствие навыков поведения на дороге, а также безучастное отношение взрослых к поведению детей на дороге. Предоставленные самим себе, дети, особенно младшего возраста, мало считаются с реальными опасностями на дороге. Объясняется это тем, что они не умеют в должной степени управлять своим поведением. Они не в состоянии правильно определить расстояние до приближающейся машины и ее скорость и переоценивают собственные возможности, считая себя быстрыми и ловкими. У них еще не выработалась способность предвидеть возможность возникновения опасности в быстро меняющейся дорожной обстановке. Поэтому они безмятежно выбегают на дорогу перед остановившейся машиной и внезапно появляются на пути у другой. Они считают вполне естественным выехать на проезжую часть на велосипеде или затеять здесь веселую игру.

Обеспечение безопасности дорожного движения становится все более важной задачей, и особое значение приобретает обучение маленьких пешеходов, пассажиров и велосипедистов, которых на улице подстерегают серьезные трудности и опасности.

Уже с младшего дошкольного возраста начинается подготовка к пожизненной «профессии» участника движения – пешехода. Именно в этом возрасте дети получают первые сведения о правилах движения и поведения на улице, закладывается фундамент жизненных ориентировок в окружающем. Учитывая особую значимость работы в данном направлении, педагогический коллектив МБДОУ №14 уделяет особое внимание обучению детей правилам дорожного движения. В детском саду накоплен опыт по обучению детей дошкольного возраста ПДД.  В ДОУ создан долгосрочный проект (1 год) по теме: «Содружество родителей, педагогов  и социума по воспитанию навыков безопасного поведения у дошкольников в дорожно – транспортной среде».

Цель: 1.Формировать и развивать у детей умения и навыки безопасного поведения в окружающей дорожно-транспортной среде.

Задачи.

  1. Формировать у детей навыки и умения наблюдения за дорожной обстановкой и предвидеть опасные ситуации, умения обходить их, а в случае попадания в такие ситуации выходить из них с меньшим вредом для себя и окружающих.
  2.  Совершенствовать предметно-развивающую среду для организации образовательного процесса по обучению детей правилам дорожного движения.
  3.              Активизировать работу с учащимися гимназии №25, сотрудниками ГИБДД  по пропаганде правил дорожного движения и безопасного поведения на дороге среди родителей.

 

Вид проекта:   долгосрочный

Сроки реализации проекта:   01.09.2102 – 31.05.2013

 

Участники проекта:

Дети старших – подготовительных групп; педагоги; специалисты ДОУ; инспектор ГИБДД; родители, учащиеся гимназии №25, МОУ СОШ №2.

 

Этапы реализации проекта:

I этап –  подготовительный (сентябрь – октябрь 2012 г.);

II этап – основной (ноябрь, 2012 – апрель, 2013);

III этап – заключительный (май, 2013 г.).

 

Основные направления работы с детьми:

  • диагностика (определение уровня умения и знания детей по правилам безопасности поведения на улице);
  • организованные формы обучения  — НОД;
  • совместная деятельность педагогов, детей, учащихся гимназии №25, сотрудников ГИБДД;
  • самостоятельная деятельность дошкольника.
Содержание проекта Образовательные области Семья, социум Сроки Ответственные

ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП

1 Диагностика (определение уровня умения и знания детей по правилам безопасности поведения на улице); Безопасность, Познание, Чтение худ. лит-ры Родители, дети Сентябрь – октябрь, 2012 г. Педагоги
2 Оформление и систематизация уголков безопасности по ПДД в группах совместно с родителями Безопасность, Познание,  худ. творчество Родители, дети Сентябрь, 2012, пополнение в течение года Педагоги
3 Составление Договора сотрудничества с гимназией №25 Гимназия №25 Сентябрь, 2012 Соц. педагог, директор гимназии №25

ОСНОВНОЙ ЭТАП

4 Подготовка семейных презентаций – портфолио «Безопасные дороги детям» Безопасность, Познание,  худ. творчество, чтение худ. литературы Родители В течение года Педагоги
5 Видеозанятие о дорожных знаках «Азбука города» в МБОУ гимназии №25 Безопасность, Познание,  худ. творчество, чтение худ. литературы, социализация руководитель кружка ЮИД, учащиеся Гимназии №25  

Ноябрь

Воспитатели подг.групп, социальный педагог МБДОУ

 

6             Экскурсия совместно с юными инспекторами из МБОУ гимназии №25  «Улицы нашего города» (тротуар, зебра, перекресток и тд.) Безопасность, Познание,  социализация руководитель кружка ЮИД, учащиеся гимназии №25  

Ноябрь

Воспитатели подг.групп, социальный педагог МБДОУ

 

7 Родительское собрание –праздник «Автомобиль. Дороги. Дети», с участием инспектора ГИБДД ; Безопасность, Познание, Чтение худ. лит-ры  

Инспектор ГИБДД

 

Ноябрь

Воспитатель группы,

соц.-псих. служба

8 Тротуары и дороги, пешеходы и дороги» игра-занятие в Автогородке МБДОУ №14; Безопасность, Познание,  социализация  

Ноябрь

Воспитатели подг.групп, социальный педагог МБДОУ

 

9 Выставка «По дороге в детский сад» (рисунки, аппликации, поделки совместно с родителями) Безопасность, Познание,  худ. творчество Родители. Январь Воспитатели групп, Воспитатель ИЗО,
10 Познавательное развлечение по ПДД «Путешествие по стране дорожных знаков» (с участием родителей) Безопасность, Познание,  социализация Инспектор ГИБДД, агитбригада «Светофорчик» Январь Воспитатели подг. гр.,

 

11 Организация работы

-с родителями в «Школе пешеходных наук»;

-с ЮИДовцами «Светофорчик» (МБОУ гимназии №25)

Безопасность, Познание,  социализация Родители, дети, учащиеся гимназии №25 В теч.года Методическая служба МБДОУ;
12 Анкетирование родителей «Знает ли мой ребенок дорожные знаки?» Безопасность, Познание,  социализация Родители.  

Февраль

Воспитатели групп,

Соц. педагог

13 Если ты пассажир!» познавательная викторина совместно с родителями ДОУ и юными инспекторами из гимназии №25

 

Безопасность, Познание,  социализация руководитель кружка ЮИД, учащиеся гимназии №25, родители  

Февраль

Социальный педагог МБДОУ

 

14 Спортивный-позн. досуг с родителями «Запрещается — разрешается!» Безопасность, Познание,  социализация, физическая культура, здоровье Родители. Март   Воспитатели подг.гр.  Физрук МБДОУ
15 Занятия-игры «Школа пешехода»

(с агитбригадой гимназии №25)

Безопасность, Познание,  социализация, здоровье инспектор ГИБДД, учащиеся гимназии №25 Апрель Физрук ДОУ, социальный педагог
16 Библиотека в гости к нам:

«Азбука движения»

(консультация работника библиотеки им. Екимцева с родителями группы о литературе на данную тему)

Безопасность, Познание,  чтение худ. литературы, социализация  

Работник библиотеки им. Екимцева

 

Апрель

Воспитатели ст. гр,

Соц. педагог

17             «Вместе весело шагаем, про светофор не забываем» (спортивно-познавательный досуг в гимназии №25) Безопасность, Познание,  социализация, здоровье Физрук гимназии №25, руководитель кружка ЮИД,  

Апрель

Социальный педагог

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП

18 Диагностика на конец года май Педагоги групп
19 Творческие отчёты для родителей «Весёлый перекрёсток» Безопасность, Познание,  социализация, худ. творчество Родители май Педагоги групп

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ресурсное обеспечение проекта:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

В нашем дошкольном учреждении реализуется программа по ПДД «Уважайте светофор», созданная на основе федеральной образовательной программы «От рождения до школы», под ред. Н.Е. Вераксы, М.А. Васильевой. Раздел «Основы безопасности детей дошкольного возраста» дополнен содержанием работы с социумом (гимназия №25, родители, сотрудники ГИБДД) по обучению правилам дорожного движения детей дошкольного возраста. Основная идея программы —    формирование и развитие у детей умения и навыков безопасного поведения в окружающей дорожно-транспортной среде. В программе соблюдается принцип последовательности, интеграции видов деятельности и форм работы с общественностью, тематического планирования по ПДД. Формирование навыков поведения на дорогах состоит в том, что любая новая ступень в обучении ребенка опирается на уже освоенное в предыдущем опыте, обучение включается в контекст повседневной жизни.

В методическом кабинете имеется учебно — методический материал: плакаты «Изучаем правила дорожного движения», видеофильм «Безопасность пешеходов», библиотечка художественной детской литературы по обучению детей правилам дорожного движения, иллюстрации, методическая литература, конспекты занятий, бесед, прогулок, игры, сценарии досугов и вечеров развлечений, анкеты для родителей по выявлению уровня знаний правил дорожного движения. В каждой возрастной группе имеются перспективные планы по изучению ПДД, уголки дорожного движения. Подобрана детская литература на тему дорожного движения, альбомы с загадками и стихами о ПДД, маршрутные листы следования ребенка из дома в д/с (для детей старшей и подготовительной группы), дидактические и настольно-печатные игры, атрибуты к сюжетно-ролевым играм «Шоферы», «Автобус», «ГАИ и дорога» и др.

На территории МДОУ имеется соответствующая разметка с перекрестком, «зеброй», «островком безопасности», пешеходной дорожкой.

 

 

Реализация проекта:

В ДОУ обобщен и систематизирован педагогический опыт по обучению детей ПДД, подобран методический инструментарий:

 картотека подвижных игр по ПДД;

 картотека дидактических игр по ПДД «Дорожная игротека»;

 конспекты занятий, бесед, досугов и развлечений;

 цикл наблюдений по ПДД, экскурсий, целевых прогулок по улице, к остановке, к перекрестку;

  • Электронная база данных: презентации «Семейный мастер – класс»,  видеофильмы «Опыт работы родителей по обучению дошкольников ПДД», фото уголков по ПДД.
  • Методическая копилка по работе с социумом (гимназия №25, сотрудники ГИБДД, библиотека им. Екимцева)
  • Создан проект  «Содружество родителей, педагогов  и социума по воспитанию навыков безопасного поведения у дошкольников в дорожно – транспортной среде» (сентябрь, 2012 – май, 2013 г.)

 

Для повышения педагогического мастерства воспитателей в детском саду проводятся педагогические советы, деловые игры, семинары, консультации, открытые просмотры по обучению детей правилам дорожного движения.

В ДОУ ежедневно проводятся минутки безопасности, где педагоги вместе с детьми повторяют дорожную азбуку, придумывают сказки, загадки, частушки. Организуя занятия и беседы, педагоги исходят из того, что в этом возрасте дети лучше воспринимают материал, преподнесенный в виде игры, экскурсии, соревнования, т.е. при активном участии самого ребенка. Подвижные, дидактические игры, моделирование дорожных ситуаций, путешествия в «Страну дорожной азбуки», загадки и задачки мультипликационных героев помогают детям научиться правильно вести себя в окружающей дорожной среде.

Чтобы привить детям практические навыки в выполнении правил дорожного движения, проводятся групповые прогулки по тротуару для наблюдения за транспортом, действиями пешеходов и водителей, за посадкой и высадкой пассажиров из автобуса, за сигналами светофора. Попутно дети знакомятся со знаками и указателями и запоминают их. Знания, приобретенные детьми во время экскурсий, прогулок по улицам города, наблюдения за движением пешеходов, транспорта затем уточняются, дополняются во время разнообразных игр и занятий: например, дети выполняют аппликацию «Светофор», рассматривают и рисуют картину «Улица города», строят улицы для кукол. Воспитатели ДОУ стремятся, чтобы дети сами называли уже знакомые слова и выражения, соотносили их с данной дорожной ситуацией.

В течение года проводятся выставки рисунков детей старших групп: «Такие разные автомобили», «Я и дорога» и др. Ребята совместно с родителями и воспитателями изготавливают атрибуты к подвижным и сюжетно-ролевым играм.

Наряду с традиционными формами и средствами работы по обучению детей ПДД, используются и новые интерактивные формы работы, среди которых – выступление агитбригады гимназии №25, развлечения с инспектором ГИБДД Шульга А.Н. Агитбригада помогает детям лучше изучить и усвоить правила дорожного движения. Да и членам агитбригады очень нравится выступать перед детьми и родителями.

Для подкрепления самовоспитания нужен положительный пример взрослых, так как на этом примере ребенок учится законам дороги, у него формируются привычки вести себя в соответствии с правилами дорожного движения.

Работе с родителями в детском саду уделяется огромное внимание, ведь именно они каждый день не раз переходят с ребятишками дорогу и несут за них ответственность. Однако иногда случается, что сами дети знают значительно больше родителей и даже поправляют их поведение на дороге.

Активизируем работу по пропаганде правил дорожного движения и безопасного образа жизни среди родителей через разнообразные формы.

В начале учебного года во всех группах проводится анкетирование родителей: «Знает ли мой ребенок правила дорожного движения?». Это помогает определить уровень знаний родителей и подобрать наиболее эффективные методы подачи дорожной грамотности, выбрать формы общения.

В работе по профилактике детского дорожно — транспортного травматизма используются различные формы взаимодействия с родителями:

-памятки для родителей о необходимости соблюдения ПДД;

-папки-передвижки, в которых содержится материал о правилах дорожного движения, необходимый для усвоения, как детьми, так и взрослыми;

-консультационный материал «Дошкольник и дорога».

Традицией стало проведение встреч-бесед, развлечений с  родителями и инспектором ГИБДД, на которых он консультирует родителей по интересующим их вопросам, помогает решить проблемные дорожные ситуации: «Роль семьи в профилактике дорожного травматизма», «Типичные ошибки детей при переходе улиц и дорог».

Наши родители являются непосредственными участниками педпроцесса по обучению дошкольников ПДД. Они оформляют семейные портфолио, презентации, пропагандируя опыт семейного воспитания по профилактике ДДТ. В каждой группе собраны семейные электронные портфолио на данную тематику, фотоколлажи мастер – классов, родительских собраний.

Конкурсы, викторины и развлечения по ПДД с участием педагогов, детей и родителей дают положительный результат в усвоении детьми знаний по правилам дорожного движения и сближают всех участников воспитательно — образовательного процесса.

Увлекательна и интересна новая форма работы «Семейный мастер – класс», которая позволяет знакомить родителей с игровыми технологиями по обучению детей с основами безопасного поведения на улице и обмениваться опытом семейного воспитания по данной проблеме.

В информационных стендах для родителей систематически появляется информация, которая знакомит родителей с методами формирования дорожной культуры у детей, сознательного выполнения правил дорожного движения самими взрослыми. Рекомендованный материал вызывает большой интерес и отклик у родителей.

Все это позволяет педагогам комплексно решать задачи обучения детей безопасному поведению в дорожной среде, учитывая возрастные особенности детей уровень их психического и физического развития, воспитывать дисциплинированность и сознательное выполнение правил дорожного движения, культуру поведения в дорожно-транспортной среде. Проблема безопасности дорожного движения очень высока и мы решаем её при консолидации усилий ДОУ и других социальных структур нашего города. В детском саду частые гости инспектора ГИБДД (инспектор пропаганды ОГАИ ОВД г. Ставрополя ст.лейтенант Михаэлян А.Д., инспектор ДПС ГИБДД ОВД г. Ставрополя ст.лейтенант Шульга А.Н.), члены ЮИД из гимназии №25. Наши педагоги, дети, родители – постоянные участники смотров-конкурсов по ПДД «Зелёный огонёк», которые проводит управление образования совместно с Госавтоинспекцией. В номинации «Лучший воспитатель по пропаганде  ПДД среди детей и родителей» воспитатель средней группы Лепшокова А.А. стала победителем конкурса «Зелёный огонёк» — 2009, в номинации «За безопасность всей семьёй», 2010 г. семья Михаэляна Эдуарда награждена Дипломом лауреата; в номинации «Семейный мастер – класс…» семья Лачинова Данилы получила Диплом Победителя 3 степени в 2011 г., в этой же номинации семья Шульги Влада награждена Дипломом 3 степени 2012 г.

Таким образом, систематическая работа педагогов и родителей детского сада помогает нашим детям быть уверенными на дороге и избежать травматизма.

Результаты деятельности.

Для воспитанников:

1. Расширение представлений детей об окружающей дорожной среде и правилах дорожного движения.

2. Сформированность навыков адекватного ситуативного поведения в дорожно-транспортной среде и навыков личной безопасности.

3. Возможность представить результат во внешнюю среду, адаптация к окружающей жизни

Для родителей:

1. Повышение активности к обеспечению безопасности дорожного движения.

2.Возможность увидеть достижения и успехи своих детей.

3.Готовность к сотрудничеству.

Для педагогов:

1.Удовлетворенность от результатов своей деятельности.

2.Новые проекты, перспективы.

3. Позитивная оценка деятельности родителями воспитанников и общественностью.

 

 

 

  • https://stavsad14.ru/vg22/

    Все персональные данные размещены с согласия субъекта(ов) на обработку персональных данных

  • Создание сайта StavSad.ru | Карта сайта