Проект «Ожившие страницы городской истории»
19.03.2013
Муниципальное Бюджетное Дошкольное Образовательное Учреждение
Центр Развития Ребенка – детский сад №14 «Росинка» г. Ставрополя
Социальный проект : «Ожившие страницы городской истории»
Заведующий МБДОУ ЦРР – д/с №14 «Росинка»: Марченко Оксана Алексеевна.
Участники проекта::
Социальный педагог высшей квалификационной категории: Дергачева Елена Юрьевна,
Контактный телефон: 8(918)873-84-09
Адрес учреждения : Ставропольский край, город Ставрополь, ул. Лермонтова, 203
Контактный телефон: (8652)71-61-70
Атаман Ставропольского городского казачьего общества:
Смальняков Анатолий Борисович
Адрес учреждения: город Ставрополь ул.Вокзальная, 24
Контактный телефон: 8(918)756-66-81
Ставрополь, 2012
Краткая информация идеи проекта:
«Развивающемуся обществу нужны современно
образованные, нравственные люди, которые
обладают развитым чувством
ответственности за судьбу страны.»
/ Из Концепции Модернизации Российского Образования/
Дошкольное детство – важный этап в становлении морального облика человека. В эти годы у детей закладываются основы нравственности, формируются первоначальные эстетические представления. Начинает появляться интерес к явлениям общественной жизни, дети стремятся больше узнать о своей Родине – крае, городе, в котором живут.
В настоящее время патриотическое воспитание становится самостоятельным и важным звеном российского образования. Его задачи выдвигаются самой жизнью и признаются актуальными и государством, и обществом. Это подтверждает и статья 29 Конвенции о правах ребенка: «Образование должно быть направлено на воспитание уважения к культурной самобытности ребенка к национальным ценностям страны, в которой он проживает.»
Чтобы воспитать в человеке чувство гордости за свою Родину, надо с детства научить любить свой город, край, где он родился и вырос, природу, которая его окружает, познакомить с культурными традициями своего народа, творчеством. А главное, чтобы интерес этот сохранился с раннего детства и до школьных лет. Учителя- педагоги, родители, социум МБДОУ,а хранители- дети.
На это рассчитан социальный проект «Ожившие страницы городской истории».
Паспорт проекта:
Тип проекта: | Социальный, открытый, коллективный |
Участники проекта: | Дети, родители. педагоги, социум; |
Условия реализации проекта: | — Заинтересованность детей, родителей, педагогов и социума МБДОУ в совместной деятельности;
— Систематичность; — Инновационный подход к решению проблем. |
Сроки реализации проекта: | 2012 – 2014 учебный год |
Цель:патриотическое и духовно-нравственное воспитание дошкольников посредством создания в МБДОУ социально-педагогической среды, ориентированной на культурные ценности, используемые в целях реализации регионального компонента.
Задачи:
- Изучение, обобщение и распространение опыта патриотического и духовно-нравственного воспитания в едином образовательном пространстве МБДОУ;
- Сохранение исторической преемственности поколений, воспитание бережного отношения к историческому наследию Ставрополя, России;
- Активизация совместной просветительской и развлекательной деятельности всех заинтересованных структур единого образовательного пространства МБДОУ;
- Ведение активной пропаганды данного социального проекта через наглядную агитацию в МБДОУ и СМИ.
- Обеспечение возможности реализации творческого потенциала участников проекта на основе активного взаимодействия с социумом.
Этапы реализации проекта:
Предпроектный этап: август, сентябрь – 2012г
Подбор , проблематизация, целеполагание, ценностно-смысловое самоопределение, форматирование проекта , его предварительная социализация; |
||
Вид деятельности : | Содержание : | Участники : |
Информационный
-Социологическое исследование семей и педагогов по определению использования в словарном запасе слов, пословиц и поговорок, сказок и былей , связанных с региональным компонентом.
— Подбор современных методов и форм духовно-нравственного воспитания дошкольников: организация совместно-распределенной деятельности, стимулирование поведения, воспитательный диалог, совместное творческое дело, помощь сверстникам.
«Анализ соц-псих климата семей МБДОУ ЦРР»
Психологическая диагностика: — диагностика личностно-эмоциональной сферы детей, родителей и педагогов |
-Диагностирование профессиональной и коммуникативной компетентности педагогов и педагогической грамотности родителей;
-Экспертная оценка воспитателями групп; -Анкетирование, интервьирование родителей; -Анализ, динамика.
-наблюдение, экспертная оценка, анкетирование; /вновьприбывшие семьи/ -Анкетирование, анализ родительских пожеланий на учебный год; -Разработка и проектирование нового метода работы: -разработка содержания; -определение критериев -разработка мероприятий
Родители и педагоги МБДОУ о взаимодействии педагогов-детей-родителей; |
Зам.зав. по УВРМБДОУ;
Социально-психологическая служба, воспитатели, родители
Социальный педагог, родители
социально-психологическая служба, родители
Заведующий МБДОУ, медико-социально-психологическая служба, родители,казаки-наставники Казачьего Центра; |
пошаговое выполнение запланированных проектных действий; коррекция хода проекта и действий его участников на основе обратной связи; получение и внутренняя оценка проектного продукта; презентация окончательных результатов работы и их внешняя экспертиза (оценка). |
||
Вид деятельности | Содержание | Участники |
«Анализ соц-псих климата семей МБДОУ ЦРР»
Психологическая диагностика: — диагностика личностно-эмоциональной сферы детей, родителей и педагогов
Совместный подбор и разработки познавательных,развлекательных и спортивных мероприятий для группы с казачьей направленностью в рамках работы соц.проекта;
Экскурсии по социуму: «Ставрополь встречает друзей»
Принятие участия в познавательном развлечении-экскурсии «Как по крепости Креста казаки гуляли» /на Крепостной горе/ В теч.работы проекта
Семейная гостиная для родителей группы казачьей направленности «Казачий круг» —родительские собрания в МБДОУ;
-Дни открытых дверей в МБДОУ и Казачьем Центре;
— Общее родительскоеое собрание с группой казачьей направленности: «Щедрый вечер-добрым людям» /план совместной деятельности,итоги /
Уроки мужества с гостями из микрорайона и казачьего центра и отядом добрых дел гимназии №25 «Милосердие»:«Мы живем не для войны!»
Акция «Новостройка»(трудовые десанты педагогов МБДОУ совместно с казаками-наставниками по облагораживанию территории детского сада)
|
Родители и педагоги МБДОУ о взаимодействии педагогов-детей-родителей в едином образовательном пространстве;
09.-10.2012г
дети-родители-педагоги
Формирование у дошкольников представлений о региональной культуре г.Ставрополя, как основе формирования патриотических чувств: песни, пляски, стихотворный монтаж на Крепостной горе. Вместе с наставниками из казачьего центра.
Ознакомление и привлечение родителей группы казачьей направленности в работе по плану социального проекта «Ожившие страницы городской истории»
Содействие целостному духовно-нравственному и социальному развитию личности дошкольника посредством приобщения к жизненным ценностям |
социально-психологическая служба, родители
Социальный педагог МБДОУ, Зам. Зам.заведующего Социальный педагог М Социальный педагог МДОУ Зам.зав. по АХР Атаман казачьего об-ва;
Социальный педагог МДОУ; Атаман казачьего об-ва;
Социальный педагог МДОУ Казак-наставник; Муз.рук-ль
Зам.зав. по УВР Социальный педагог МБДОУ, Атаман казачьего об-ва;
Завед-щий д/с социальный педагог МДОУ Атаман казачьего об-ва;
Социальный педагог МБДОУ Пед.организ.гимназии№25; Казаки-наставники;
Социальный педагог МБДОУ, Зам. Зам.заведующего Социальный педагог М Социальный педагог МДОУ Зам.зав. по АХР Атаман казачьего об-ва;
|
2.Этап реализации проекта: основной внедрический – февраль, март, апрель, май – 2013, сентябрь, ноябрь, декабрь, январь – 2014.
|
||
Вид деятельности | Содержание | Участники |
Познавательно-муз.досуг «Посвящение в казачата»:-Устав,атрибутика, фольклор;К 23 02.2013г.
Семейная гостиная для родителей группы казачьей направленности «Казачий круг» — родительские собрания в МБДОУ;( 1 раз в квартал)
Экскурсии по социуму «Ставрополь встречает друзей» /дети-родители-педагоги/;
Казачата поздравляют наставников с Днем казачьей славы: «Любо,братцы, любо!» /концерт в К.Ц./ К 18.09.2013г Спортивно-музыкальный досуг: « Игровая- плясовая»/ко Всемирному дню ребенка/ Выставка поделок и рисунков «Разноцветный мир детства»/совместно с родителями и казаками-наставниками/
Интерактивная викторина –игра «Знай и люби свой город»/совместно с родителями,казаками Казачьего Центра и студентами СтГАУ
Акция «Новостройка»,«Зеленому садику быть» (в теч. Работы проекта) Акция «Росинка – территория дружбы»
|
Расширение социальной компетентности и педагогической грамотности родителей в воспитании доброты;
Содействие целостному, духовно-нравственному развитию личности дошкольника посредством приобщения к ценностям народной культуры и традициям
Поход в Краевую детскую библиотеку имени Екимцева и музей им. Праве, театральные встречи на базе МБДОУ совместно с гимназией№25 ;
С целью изучения, обобщения ,распространения опыта патриотического и духовно-нравственного воспитания.
Принятие участия в мастер-классе совместно с родителями и педагогами на тему дня;
Театрализация, совместная работа с библиотекой по повышению педагогической грамотности родителей ;
Совместные трудовые десанты дети-родители-педагоги; Проведение экскурсий по социуму, совместно с родителями; |
Педагоги, родители, дети
Зам.зав. по УВР Социальный педагог МБДОУ, Атаман казачьего об-ва;
Социальный педагог МДОУ; Атаман казачьего об-ва;
Зам.зав. по УВР; Социальный педагог МДОУ; Атаман казачьего об-ва;
Социальный педагог МДОУ; Муз.рук-ль; Инструктор по физкультуре; Казаки-наставники;
Родители, педагоги
Социальный педагог МДОУ воспитатели группы казачьей направленности; Казаки-наставники;
Педагоги, родители Социальный педагог Казак-наставник
|
рефлексия по поводу замысла проекта, его хода и результатов (соответствие результата первоначальному замыслу, качество полученного продукта, качество совместной деятельности и отношений, перспективы использования продукта и развития проекта ). |
||
Вид деятельности | Содержание | Участники |
Итоговая диагностика:
Информационный -Социологическое исследование семей и педагогов по определению использования в словарном запасе слов, пословиц и поговорок, сказок и былей , связанных с региональным компонентом.
— Подбор современных методов и форм духовно-нравственного воспитания дошкольников: организация совместно-распределенной деятельности, стимулирование поведения, воспитательный диалог, совместное творческое дело, помощь сверстникам.
«Анализ соц-псих климата семей МБДОУ ЦРР»
Психологическая диагностика: — диагностика личностно-эмоциональной сферы детей, родителей и педагогов
День открытых дверей в мини-музее «Малый Курень» 01.2014г.
Смотр строя и песни: «Наша Родина сильна!» К 23.02.2014
Праздничный концерт к 8 Марта: «Красавица-казачка»
Экскурсия-викторина в музей Казачьего Центра: «Знаток-казачок» 04.2014г. |
Диагностирование профессиональной и коммуникативной компетентности педагогов и педагогической грамотности родителей;
-Экспертная оценка воспитателями групп; -Анкетирование, интервьирование родителей; -Анализ, динамика
-наблюдение, экспертная оценка, анкетирование; /вновьприбывшие семьи/ -Анкетирование, анализ родительских пожеланий на учебный год; -Разработка и проектирование нового метода работы: -разработка содержания; -определение критериев -разработка мероприятий
-Анкетирование, интервьирование родителей; Анализ, динамика Диагностирование профессиональной и коммуникативной компетентности педагогов; -наблюдение, экспертная оценка, анкетирование;
песни,пляски,театрализация
шоу настоящих мужчин :папы,дети,казаки
с участием студентов СтККИ,казаков краевого центра и воспитанников МБДОУ/; |
Зам.заведующего по УВР Социально-психологическая служба, педагоги
Социальный педагог и воспитатели
Психолог, воспитатели
Социальный педагог МДОУ; Атаман казачьего об-ва; Казак-наставник; Муз.рук-ль МБДОУ;
Социальный педагог МДОУ Инструктор по физкультуре Музыкальный руководитель,воспитатели группы казачьей направленности;Казаки-наставники;
Социальный педагог МДОУ; Атаман казачьего об-ва; Казак-наставник; Муз.рук-ль МБДОУ; Социальный педагог МБДОУ воспитатели группы казачьей направленности; Казаки-наставники; |
Распространение результатов и продуктов проектной деятельности (сборники с материалами проекта, видеоматериалы для обмена опытом с педагогами города «Поделись опытом»); рассматривание идеи продолжения проекта (рождение нового проектного замысла, опирающегося на результаты предыдущего, объединение своего проекта с другими и т.д.). |
Ожидаемые результаты:
Реализация проекта позволит:
- Сформировать у детей основы этнических инстанций, укрепить оптимальные черты личности детей, оптимизировать позитивное восприятие детьми друг друга и сформировать основы бескорыстности и благотворительности, снизить уровень проявления негативных эмоций, развивая тем самым элементы саморефлексии.
- Систематизировать уровень работы педагогов по формированию у дошкольников патриотического воспитания.( используя региональный компонент)
- Вовлечение родителей и социума в работу по патриотическому воспитанию детей;
- Воспитание чувства любви к своему Отечеству, гордости за свою Родину, ее прошлому и настоящему;
- Воспитание гражданина, духовно-нравственной личности дошкольника.
Методы оценки эффективности проекта:
Предполагаются:
-экспертная оценка;
-социально-психологический анализ результатов;
-мониторинг уровня развития эмоциональных норм, коммуникативной сферы детей, педагогов и родителей;